Читаю, вышиваю, участвую)

среда, 20 ноября 2013 г.

Конкурс "Читаем вместе...")

Здравствуйте, мои дорогие читатели)

Решила завершить наш конкурс, чтобы книги успели до Нового года прилететь к своим законным владельцам)

Сначала показываю призы:

- Сюзан Алберт "Повесть о Ферме-на-Холме", "Повесть об Остролистном холме".
Комплект из 2 книг.

Озерный край, 1905 год... Писательница Беатрикс Поттер (в будущем - классик детской литературы XX века) покупает ферму в сельской Англии. Деревенские жители относятся к ней с подозрительностью: что эта столичная штучка может понимать в нашей жизни? Но когда в деревне Сорей происходят странные и зловещие события, именно Поттер начинает их расследовать. И кто лучше поможет в этом сказочнице, чем герои ее книг - разумные и смышленые животные и зверюшки?
Детектив превращается в сказку, а сказка оборачивается реальным торжеством справедливости.


- Михаил Лермонтов" Ашик- Кериб: Турецкая сказка"

Пересказ малоизвестной истории о популярном герое тюркского фольклора, странствующем певце Ашик-Керибе, стал ярким самостоятельным произведением, которое чарует и завораживает. Рисунки к сказке созданы Алексеем Дмитриевичем Рейпольским, хорошо известным читателям по иллюстрациям к нескольким десяткам книг волшебных сказок, приключенческих историй и жизнеописаний выдающихся людей.

- Николай Назаркин "Мандариновые острова"

Коля Кашкин и другие слегка взрослые герои этой повести подолгу живут в больнице. Никто из них не выписывается оттуда навсегда. Все рано или поздно возвращаются.
Писатель Николай Назаркин едва упоминает диагнозы, совсем не описывает болезненных процедур, больничной тоски и страхов, его интересует жизнь: занятия, приметы, привычки и фантазии неунывающих пациентов детской больницы (колонистов Мандариновых островов).


- Ольга Лукас, Андрей Степанов "Эликсир князя Собакина"

Правнук эксцентричного химика находит рецепт загадочного эликсира и отправляется на поиски ингредиентов, сведения о которых отрывочны и противоречивы. Его помощниками становятся хитрый, как Арамис, московский пиарщик и надежный, как Портос, питерский музейный работник, а также очень подозрительная особа: невесть откуда взявшаяся французская кузина. Героев ждут веселые приключения в обеих столицах, провинции и деревне, по пути им встретятся десятки карнавальных персонажей: водочные короли, библиотекари-животноводы, буйные юродивые, тишайшие архивариусы, андеграундные кроссдрессеры, ученики алтайских шаманов, исконно русские синтоисты, актуальные художники, великие дегустаторы, а также вооруженные и очень опасные борцы за чистоту русской орфографии. Вполне возможно, что все эти не знающие меры граждане и есть компоненты чудесного эликсира, название которого князь Лев Сергеевич Собакин зашифровал буквами "Р.Д.".?

Книга очень смешная)))


-  Софья Прокофьева "Зеленая пилюля"

Это поучительная сказочная история о приключениях обыкновенного, но очень ленивого мальчика Вовы Иванова. Вова был настоящим лентяем, который не хотел ходить в школу и помогать маме с бабушкой. Детский Доктор выписал мальчику волшебную пилюлю и сказал ему, что он может ничего не делать...
Прочитав эту книгу, вы поймете, как неинтересно и скучно жить на свете, когда ты ничего не знаешь и не умеешь. Книга проиллюстрирована замечательными рисунками известного художника Вениамина Лосина.
- Лаймен Баум "Волшебник Страны Оз"

Список может быть дополнен другими книгами!!!

Участники и просто МОЛОДЦЫ!!!! (даю рецензию на книгу каждого участника - все оставила так, ка было в постах участников, в том числе и картинки):

1) "Ярмарка тщеславия": Аленка Мышка


Среди всего многообразия классической литературы встречаются произведения, которые, даже не будучи прочитанными, каким-то непостижимым образом оказывают на нас влияние, откладываются в памяти, разобранные на цитаты и сюжетные параллели другими авторами. "Ярмарка тщеславия" - именно такая книга. Сколько же раз я в процессе прочтения ловила себя на мысли о том, что где-то все это уже было, где-то встречалось, откуда-то знакомо...
Правда, должна признаться, что чаще других вспоминались "Война и мир" Л.Н.Толстого и "Унесенные ветром" Митчелл. И нет, я ни в коем случае не собираюсь уличать этих прославленных авторов в плагиате или чем-то подобном! Скорее всего, в сходстве повинна сама эпоха, типичные характеры, психология героев, обычаи и нравы, социальная проблематика, дух того времени.
"Ярмарка тщеславия", кроме своего полного соответствия названию, еще и энциклопедия взаимоотношения полов. По героям и героиням произведения вполне можно строить классификацию типичных представителей мужского и женского населения Земли! Меня вот всегда раздражали вечно слабые и плачущие страдалицы Эмми и восхищали своей мудростью, хитростью и оптимизмом непотопляемые Бекки Шарп. Тем более радует, что в экранизации 2004-го года главную роль сыграла одна из моих любимых актрис - Риз Уизерспун. С удовольствием посмотрю!

Любимые цитаты:
Всегда быть правым, всегда идти напролом, ни в чем не сомневаясь, - разве не с помощью этих великих качеств тупость управляет миром?
Лучшие из женщин – лицемерки. Мы и не знаем, как много они от нас скрывают; как они бдительны, когда кажутся нам простодушными и доверчивыми; как часто их ангельские улыбки, которые не стоят им никакого труда, оказываются просто-напросто ловушкой, чтобы подольститься к человеку, обойти его и обезоружить - я говорю вовсе не о записных кокетках, но о наших примерных матронах, этих образцах женской добродетели... Добрая жена и хозяйка - по необходимости лгунья.
Если бы люди заключали только благоразумные браки, какой урон это нанесло бы росту народонаселения на земле!

Еще хотелось бы отметить, что читая Теккерея в русском переводе, мы начисто лишаемся удовольствия наслаждаться восхитительной авторской игрой слов, созвучий и даже частично смысла и замысла вообще. К примеру, в цитате выше переводчик использует слово "лицемерки", тогда как у Теккерея здесь стоит гораздо менее негативно окрашенное слово hypocrites.
Так что вы как хотите, а я ставлю себе в план на прочтение "Vanity Fair" еще и в оригинале! :)
_______________________________

2) "Амстердам": Таня Ласточка


Автор известен нам по произведению «Искупление», по которому поставлен знаменитый фильм с Кирой Найтли в главной роли. Про Амстердам слышала много положительных отзывов, решила купить… Книга читается легко, но особого смысла не увидела. По большому счету роман разочаровал.. Конец скомкан, нет логичной подводки к развязке. В очередной раз не поняла при чем тут интеллектуальный бестселлер и, тем более, Букер??? Хотя описания отдельных моментов, например, творческого процесса создания музыки или террариума газетчиков весьма интересны и правдоподобны. Думаю, что по этой книге запросто поставить действительно интеллектуальный и захватывающий фильм. По режиссерски можно дотянуть то, что не дотянуто в романе.
______________________________

3) "Любовь во время чумы": Таня Ласточка


О своих впечатлениях о романе классика современной литературы «Сто лет одиночества» писала тут. Не могу сказать, что от «Любви..» ожидала чего-то подобного, но все равно нечто отличного от того, что прочла. Вернее, я даже не прочла, а прослушала, ибо потихоньку осваиваю аудиокниги;) Самое главное, я не могу понять как сам автор относится к своим героям и чего же он все-таки хотел сказать этим произведением. Мельком глянув отзывы о книге, поняла, что, видимо, я буду поперек мейнстрима;) Вроде бы роман о любви. Но мне не показалось любовью то чувство, которое Флорентино испытывает к Фермине. Изначально- да, но потом любовь трансформировалось в нечто иное. Говорят, что истинная любовь та, когда забота о блае любимого человека сильнее необходимости быть вместе. Это явно не случай Флорентино Аризы. Герой мне кажется ужасно жалким, эгоистичным до болезненности, лелеющим свое эго, которое он называет любовью, как Горлум лелеял свою прееелесть… Сколь ким женщинам он походя испортил жизнь, не замечая, не отдавая, а вернее, не желая отдавать себе отчет! Не зря прозвучали слова Фермины: «Боже, какое ничтожесто!» Именно ничтожеством представляется мне Флорентино Ариза, обычно из таких получаются маньяки.. да он и был, вобщем-то, маньяком… А вот образ Фермины Дасы выписан весьма достоверно! Крепко стоящая на земле женщина, неглупая, не лишенная неких романтических устремлений. И то, что жизнь в конце концов сводит ее с Флорентино… это не из-за любви. Ведь все мы женщины. И прекрасно знаем, что уговорить в конце концов можно любую, главное, подобрать подходящий момент;) Любила ли Фермина своего мужа? И да, и нет. Но в любом случае понимала, что вытянула у судьбы счастливый билет. Сам роман, по большому счету, не вызвал у меня каких-то душевных переживаний, местами казался затянутым. Местами повторяющимся. Но в любом случае слог прекрасен, жизненный уклад стран Южной Америки интересен, а классику надо просто знать;).
Вот пишу и думаю: до чего ж дошла-пытаюсь разложить по полочкам классику… Посему лишний раз подчеркну: все что я тут пишу- это ИМХО имхатое и ни в коей мере не претендует на истину;) Угу?;)
Насколько я знаю, из всех произведений Маркеса фильм снят только по «Любви во время чумы» и называется «Любовь в время холеры» (то холера, то чума, поди-ка разберись). И то правда- экранизировать Маркеса очень сложно. Здесь за работу взялая режиссер Майк Ньюэлл, известный нам по «Четырем свадьбам» и «Гарри Поттеру». Но с этим фильмом у него не получилось. Я прекрасно понимаю, как трудно перенести на экран написанное. Многое сократили, но дело не в сокращении, а в том, как это получилось. А получился фильм как раз о большой и чистой любви на сеновале 662 раза с двумя трупами, но это фигня, ибо любовь торжествует и ей все возрасты тра-ля-ля… Согласна с выбором артистов на роли Фермины и Хувеналя Урбино, но как то странно видеть Хавьера Бардема в роли Флорентино… Хотя или он испытывал к своему герою те же чувства, что и я, но уж больно скрюченным и жалким он получился. Кроме того, очень не понравилась работа гримеров. Что понравилось- виды Колумбии, аутентичные песни в исполнении Шакиры и заставки для титров.
_______________________________

4) Кавабата: ashberry (Таня)


Как и обещала Елена книги очень разные, на любой вкус. Я начала с двух авторов, Восток и Запад, и по иронии судьбы об одном и том же - одиночестве. Кроме Харуки Мураками я никого не читала из японцев, поэтому увидев в списке Ясунари Кавабата обрадовалась и сразу же скачала себе "Спящие красавицы".

Это небольшая повесть о старике, который проводит ночь в обществе спящих молодых красавиц, чтобы заглушить чувство одночества и старости, и неожиданно для себя прокручивает картинки собственной жизни. Очень японская повесть, такая созерцательная, очень откровенная манера повествования, где сексуальность это одно из естественных проявлений жизни, местами у меня возникало ощущение "подглядывания" в замочную скважину...
... В этот дом приходят старики, которым уже давно не нужна женщина,а ночь, проведенная с такой девушкой, не более как попытка вернуть радости навсегда ушедшей жизни, бесплодные поиски утешения...

... воспоминания живут в нашей памяти своей жизнью, независимо от того, давно или недавно произошли сами события. Воспоминания детства шестидесятилетней давности порой могут быть ярче и живее вчерашних...
... Несмотря на то, что Эгути осозновал аморальность происходящего, у него появилось чувство, что никогда за свои шестьдесят семь лет он не испытывал к женщине такого чистого чувства как в ту ночь...
... "Старым - смерть, молодым - любовь, смерть - один раз, любовь - много". Эта мысль пришла неожиданно и успокоила Эгути...
а у меня осталось после прочтения чувство грусти, что яркие эмоции в старости у него остались только от воспоминаний, а не от реальной жизни и его семьи. Не жалость, не осуждение, именно грусть...
и мне захотелось почитать это автора еще - следующая повесть "Танцовщица из Идзу" и опять эта замечательная созерцательность! Повесть о студенте, влюбившемся в танцовщицу, путешествующую со своей семьей, странствующими артистами.
... Посыпались крупные капли дождя. Я побежал как мог быстрее по крутой петляющей дороге и, задохнувшись, добрался наконец до чайного домика на северной стороне горы. И замер на пороге - так внезапно и чудесно сбылась моя надежда...
... Они были всего лишь бродячие артисты, отбросы общества, но я об этом и думать забыл. А они, казалось мне, глубоко, всей душой поняли и ощутили, что нет у меня к ним ни поверхностного любопытства, ни презрения, а чувство искренней дружбы...
... Голос звучал так искренно... В немногих словах по-детски откровенно выплеснулось сердечное чувство. Она заставила меня по-настоящему поверить, что я хороший человек. Радостно глядел я на облитые светом горы. В глубине век что-то слегка пощипывало...
и если в первой книге мы были зажаты в маленькой комнате с красными шторами и воспоминаниями старика, то здесь мы смотрим на прекрасные пейзажи, омытые дождем и освещенные солнцем. Конца нет, это просто рассказ о возникшем чувстве, герой уезжает, так по сути и не объяснившись, автор оставляет право за вами решить его судьбу. И несмотря на отсутствие привычной развязки, вообще развязки как таковой, это повесть оставила во мне какую-то светлое ощущение гармонии и искренности юношеских чувств.
_________________________________

 
5) "Клубок змей": ashberry (Таня)

Франсуа Мориак "Клубок змей". Классик французской литературы, у меня получилась такая интересная противопоставленность двух совершенно разных культур. Роман Мориака, это письмо-исповедь, в котором герой пытается объясниться со своими близкими, рассказать о своих чувствах, своей жизни и причинах своего поведения.

... Я хорошо знаю свое сердце, - мое сердце - это клубок змей, они его душат, пропитывают своим ядом, оно еле бьется под этими кишащими гадами...

Респектабельное и уважаемое французское семейство, глава его преуспевающий адвокат, двое детей, жена, внуки, все есть для счастья, а счастья нет. Во главе угла - деньги и страсть к накопительству, и только в конце жизни приходит к герою осознание, но ради чего? для кого? в сердце живет только глухая, слепая ненависть, до такой степени, что готов сделать все, лишь бы не достались деньги его родным детям... а родные дети, в свою очередь готовы сделать все, что угодно, чтобы деньги эти получить.
... Старость - это итог всей нашей жизни, окончатльный итог, в котором не изменишь ни одной цифры. Шестьдесят восемь лет жизни привели к тому, что я стал стариком, полным ненависти к своим близким, таким я и умру. Каким я сделался, таким и останусь. А как бы хотелось стать совсем другим! Господи боже, если б ты существовал!...
В исповеди своей, Луи не щадит себя и не старается приукрасить свои поступки, но даже у такого черствого человека, каким предстает он перед нами в начале романа, есть острая потребность в любви, в поддержке близкого человека.
...Нам надо, чтоб возле нас был свидетель нашей силы - кто-нибудь, кто ведет счет нанесенным ударам, отмечает удачи, неудачи и увенчивает нас лаврами в день победы...
С детства он стесняется себя, происхождения своего и натягивает личину равнодушия, мир расцветает для него с знакомством с Изи, он наслаждается тем чувством, что дарит ему любовь женщины и тем сильнее и страшнее его разочарование, до такой степени, что он не желает дать ей ни малейшего шанса.
...Молчать гораздо легче, и я всегда поддаюсь соблазну ничего не говорить...
Он закрывает свое сердце и окончательно каменеет в своей ненависти и озлобленности и тем самым лишает себя счастья жизни, лишь после смерти Изи понимает он, что мог быть действительно счастливым.
И хочется измениться, а уже не возможно... уже нет в живых тех, кого любил, тех кто его любил, а оставшиеся в живых уже вырастили в своих сердцах своих змей... Раскаяние, понимание приходят к герою, расставшись с деньгами, отдав детям огромное наследство, он чувствует облегчение, понимает, что прожил свою жизнь впустую, но понимание это приходит слишком поздно. Взрослые уже дети видят в отце лишь озлобленного старика и настолько не ждут от него доброго поступка, что боятся лишь подвоха. Лишь маленькая правнучка, как когда-то его любимица Мари, спокойно взбирается к нему на колени, беззаботная и чистая как птичка.
__________________________

6) "Дом на набережной": Аннушка (nyka)


Если чесно,даже и не знаю...не скажу что прям понравилось,но и что не понравилось тоже не могу сказать...Вообще я не люблю авторов советского времени,мне кажется скучно пишут,хотя эта повесть читалась легко.
Повесть рассказывается от двух лиц сразу...о детсве до войны и после,о том,что ничего не стоит на месте,что всё меняется,и причем координально...О том что люди,когда то считавшиеся ИНТЕЛЕГЕНЦИЕЙ жившие в достатке,к старости живут такой скудной жизнью,никому не нужные,и не узнаваемые,а даже если их и узнали,делают вид что не знают...А также о людях которые ни тем не другим,так называется "И вашим и нашим" в итоге становятся больштми шишками.
Хотя если подумать о нашем времени..то практически тоже самое,только в нашем времи...И в наше время есть вот такой вот "Дом на набережной",где простым людям туда хода нет..Если раньше в таком доме жили учёные,профессора,врачи,учителя и т.д. считавшиеся интлегницией "большими" людьми,то внаше время совсем другие люди...как правило это чиновники и у кого есть деньги...
Ну вот как то так...Такое впечатление оставила у меня этак книга...
Не знаю кто это сказал,где то прочитала и фраза эта мне запомнилась...Дословно не помню но что-то вроде этого - "Если книгу не стоит читать второй раз,то и первый раз не стоило.."Эту книгу я обязательно ещё раз прочитаю.
____________________________

7) "Степной волк": Катерина Стен

В июле я взялась за Гессе "Степной волк". Теперь даже не знаю как описать свои ощущения - книга явно не моя! В универе зачитывалась французскими классиками, а тут такое!!!
Сама книга либо цепляет, и читаешь ее чтобы чего-то не упустить, либо не идет, поэтому читаешь ее ради того, чтобы прочитать. У меня второй вариант.
Теперь по сути книги. Повествование идет сначала от третьего лица (автора), потом от лица главного героя Гарри. Из-за такого построения читать сложновато.
Речь идет о человеке, который постоянно противопоставляет себя человечеству и волчьей стаи, о себе и своем месте в этом мире. По мне, так Гарри псих... Во-первых, постоянные мысли о самоубийстве, во-вторых, разговоры с уже мертвыми Моцартом и Гете о "вечном", постоянные поиски настоящего "я" (волк или человек?). Именно последнее заставляет Гарри пойти в магический театр, где он сталкивается с борьбой человечества и машин, богатых и бедных, где просыпается волк и убивает Моцарта, и девушку Термину, которая его сюда и привела...
В общем, я была в шоке после прочтения, так жестоко представить жизнь и реальность, борьбу внутреннего мира и окружения, и в тоже время сильно, но больше перечитывать это произведение не буду!
Кто читал, меня поймет, надеюсь:))
_________________________

8) "Король Матиуш": Таня Ласточка


  Кто не знает Януша Корчака? Думаю, что таких найдется мало. И даже если найдется-не поленитесь, хотя бы погуглите, такие вещи просто надо знать, чтобы иногда пепел Клааса стучал в наши сердца. Так вот получилось, что я не читала его книг, в частности детскую сказку «Король Матиуш первый». Поэтому стали читать вместе с Полиной. Скажу сразу: если бы не было подводки Аромштам, то, наверное, было бы несколько иной впечатление. А так-ожидала большего. Полинке, как всегда, всё понравилось, но попробовала с ней поговорить, разобрать идеи, смысл и так далее- ребенок понял в лучшем случае треть. Поэтому все же эта книга не для младшего школьного возраста. Корчак ставит много вопросов, но не отвечает на них, а маленькие дети привыкли к категории хороший/плохой. Причем сами дети, как правило, в своем восприятии всегда находятся по эту сторону добра;) А на самом деле- жизнь она ведь всякая! Пусть ребенок недопонял эту книгу сейчас, перечитает позже. Но в детской библиотеке она должна быть! Просто всему свое время. Сказка светлая, но очень грустная. Взрослый человек бы сказал: реальная. Но и детям совсем не помешало бы задуматься о некоторых вещах. Особенно современным.  
_______________________

9) "Полубрат": Таня Ласточка

Честно говоря, я сомневаюсь, что смогу написать что-нибудь толковое об этой книге... Скорее это будут обрывочные впечатления. Книга сильная, написана замечательно, читается очень легко, несмотря на свою многостраничность. Нигде из ее 780 страниц не захотелось отложить, а тем более, бросить. Наверное потому, что все очень жизненно (хоть и невесело), все герои выписаны довольно достовеоно. Иной раз кажется, что ты не то чтобы в щелку подсматриваешь, а прямо сливаешься с героями... Становятся понятны их переживания, их решения, их поступки. В книге нет черного и белого, везде полутона, также, как и в жизни..
Неблагодарное это дело-пытаться описывать хорошую литературу. А "Полубрат"-несомненно очень хорошая литература. Роман охватывает полвека- с 1945 года по наши дни. В аннотации написано, что это сага. Я всегда считала, что сага-это последовательное длительное по времени повествование о жизни той или иной семьи..Династии. Но здесь перекликаются два времени- детство и зрелость главного героя (хотя еще вопрос, кто там главный). Возникает чувство, что это не Барнум, а ты оказываешься на Киркевейн, ты, а не Арнольд-Колесо сидишь на обрыве и тебе в лицо дует холодный ветер Рёста, ты, а не Фред сбегаешь на корабль, идущий в Гренландию...
Когда мне рекомендовали прочесть эту книгу, то сказали примерно следующее: книга должна вам понравиться, но она может показаться слишком тяжелой, потому что везде бесперспективняк. Книга мне понравилась, тяжелой не показалась. Да, в сюжете радостного мало, но это точно не бесперспективняк;))) Иногда мне кажется. что зрелость личности определяется тем, насколько человеку не скучно с самим собой.... Чем старше становишься. тем больше начинаешь ценить минуты одиночества (при условии, что это одиночество временно). Можно остановиться, поразмыслить, прочувствовать и проанализировать... У героев "Полубрата" оно есть;)
Книгу хочется разобрать на цитаты, вы только послушайте:
"Время-как гигантский ластик, подтирающий огрехи жизни.
Воспоминания-как марки, они не соответствуют первоначальной стоимости, а медленно, но верно растут в цене...
Место становится местом, когда человек оставит в нем свой след.Человек-не человек, покуда у него нет своего места.
Ждать напрасно-это просто откладывать жизнь.
Сволочи тоже хорошо пишут.
Важно не то, что ты видишь, а то. что ты думаешь. что ты видишь!"
И так далее, и так далее... Шикарно, правда? Я бы не сказала, что мне все в романе было понятно, осталось много вопросов, хотелось бы немного другого финала. Да и цитата про Сибирь меня убила!
"Сибирь; женщина, мать стоит на песчанном пляже, всматривается в море, лузгает семечки..." Сибирь-не Норвегия, тут моря отродясь не бывало! Или он море Лаптевых имеет в виду? Вряд-ли.. Какой уж там песчанный пляж... Только северные народы на оленях...Мог бы хотя бы к карте подойти.. Ох и не люблю я этого- доверие ко всему, что написано падает... Всеми силами стараюсь простить г-ну Кристенсену этот ляп... Но в любом случае, я рада, что не прошла мимо этой книги;)
______________________

10) "Замок Броуди": Лариса Панфиленко

Достаточно мрачная книга о семне, в которой глава семьи – тиран, своим самодурством, эгоизмом и гордыней разрушающий самого себя, своих детей и все вокруг. Роман произвел тяжелое впечатление безысходности судьбы , однако написан так, что при чтении ты полностью погружаешься в трагическую атмосферу несчастной семьи, сочувствуешь и переживаешь за героев. Характеры героев немного утрированы, но наверне благодаря этому получился убедительный, психологически точный рассказ о том, как каждодневные деспотичне притирки и унижения способны по капле выедать личность и разрушать характер и достоинство человека. Не ждите получить прятных эмоций по прочтении этой книги, однако читать ее однозначно следует. 
__________________________

11) "Плоды земли": Таня Ласточка

Начну с книги, о которой, честно говоря не знаю что писать. Не потому что книга плохая. Книга совершенно шедевральная, классика. Но что можно писать о классических произведениях? Хвалить? да это и без тебя сделали тысячу раз, разбирать сюжет и характеры-фии.. Я говорю о романе Кнута Гамсуна "Плоды земли" (в другом переводе "Соки земли"). Почитать Гамсуна я очень захотела после "Полубрата" Ларса Кристенсена, запала в голову фраза: " Сволочи тоже хорошо пишут", произнесенная Болеттой. Не то чтобы я не слышала имя Гамсуна раньше (как же!), но вот задалась вопросом :это ж насколько нужно быть талантливым. что даже несмотря на запрет Гамсуна из-за его поддержки фашистов, его книги так или иначе выходили немалыми тиражами, что у нас, что во всем мире. Выбрала для прочтения именно его "Плоды земли", за которые писатель был удостоен Нобелевской премии по литературе. И буквально с первых глав понимаешь, насколько хороша эта книга. Вроде бы очень простой слог, без вычурностей и загогулин, но проникает в самую душу. Воображение тут же рисует картины суровой норвежской природы и человека, выходящего один на один с этой мощью, сумевшего не то, чтобы подчинить своей воле природу, но наоборот, живущего в симбиозе, если так можно сказать. Он пашет, сеет, собирает урожай, рожает детей, заботится о семье, строит дома, но берет лишь только то, что нужно и ни каплей больше. Где-то в аннотации пишется, что этот роман- гимн земле и человеку-труженику, так и есть, лучше не скажешь. По роману красной нитью проходит некая идеализация такого патриархального уклада, неспроста же писатель дал соответствующее имя своему герою- Исаак;) Вместе с тем, гениальность книги состоит и в том, что каждый может соглашаться или не соглашаться с точкой зрения автора -благо, материала для этого предостаточно. Книга многопластовая, с разными героями, характерами, так мастерски выписанными, что все персонажи представляются совершенно реальными личностями. На протяжении всей книги мне хотелось дискутировать с автором по многим вопросам, но ведь это тоже говорит о гениальности писателя. Кое-что для себя вынесла забавного, ну, например, поняла, что щедрость вовсе не входит в число добродетелей у жителей Северной Европы. Вспомните хотя бы того же Эмиля из Леннеберги;) Для нас некоторые моменты кажутся дикими, а для них- в порядке вещей. Всякие фильдеперсы для красоты и развлечений-это совершенно непонятно положительным героям Гамсуна, ибо нет в этих вещах ни капли рациональности и полезности. Например, зубных щетках, вышитых дорожках для столов и даже (вот ведь глупость!) деревянных лошадках-качалках для детей... Но зато они не рассуждают о смысле жизни, чутко внемлют природе, живут с ней как одно целое, судя о времени по смене дня и ночи и народным приметам. Набожность их своеобразна, я бы сказала, больше не по велению души, а просто потому что "так надо", "так принято". Возможно, этих людей можно назвать дремучими, но именно такая дремучесть и простота жизни без лишних вопросов к силам мироздания и импонирует автору. Если вам захочется прочесть чего-то спокойного, умиротворяющего, при этом с отличным слогом и художественной составляющей-прочтите "Плоды земли", не пожалеете!
_______________________

12) "Зависть": Аннушка (nyka) 

Чесно-читалось тяжело,всё думала когда же закончится...Написано так сумбурно..читаешь сначало одно,потом оп и дуругое,всё так резко.Всё впремешку...Но смысл один -ЗАВИСТЬ,так как она есть в чистом виде...Кавалеров(главный герой)-мелочный,жалкий и жутко завистливый...И ведь не тупой.Но делать ничего не хочет, к 27 годам он ничего не достиг.И ведь даже не пытается!!...он как бы смирился с своей судьбой...Бедный такой,несчастный родился не в той стране, - "В Европе одаренному человеку большой простор для достижений славы. Пожалуйста, сделай только что-нибудь замечательное, и тебя подхватят под руки, поведут на дорогу славы. У нас нет пути для индивидуального достижения успеха. В нашей стране дороги славы заграждены шлагбаумами..." - Ну да ведь он такой одаренный!!-Что ж вы так с ним?!Произведение написано в 20 годах (1927г) спокойно можно и к нашему времени отнести это произведени.Часто ведь говорят вот если б родился я за границей,у них хорошо,а у нас плого...Вот и слова Кавалерова "Я бы хотел родиться в маленьком французском городке, расти в мечтаниях, поставить себе какую-нибудь высокую цель и ,фантастически работая, добиться ее. Но я не родился на Западе" Сначало мне его было жалко,а потом он меня просто раздражал...В общем вот такие эмоции=).Второй раз врядли почитаю,но впервый раз всё-таки стоит почитать...Просто не моё.
______________________

13) "Сага о Форсайтах": Катерина Стен

На днях я закончила "Сагу о Форсайтах" автор Джон Голсуорси. Теперь попытаюсь написать свой отзыв. Вообще, как то сложно мысли выразить на бумаге, это говорит о чем?! Либо надо выходить на работу, либо, правильно:)), больше читать и обсуждать...
"Сага о Форсайтах" - это несколько романов, рассказывающих историю семейного клана. С начала читать сложно, потому что очень много описаний, легко запутаться в связях старых Форсайтов. По сути, вся эта огромная история сводится к трагедии в жизни Сомса и Ирэн.
Он, главный герой, настоящий Форсайт и собственник (не только недвижимости, но и своей жены), хочет семейного счастья, любви, сына, которому можно оставить свое состояние. Сомс очень сильно любил свою жену, хотя и не понимал ее потребностей. А Ирэн, я ей сочуствую тоже, немного холодная и даже черствая по отношению к своему мужу.
Оба они как бы оторваны от реального мира. Сомс слишком зациклен на себе, Ирэн же бесприданница, которая вроде поначалу и устроилась в жизни, потеряла 12 лет жизни... Но после развода и с появлением детей в своих новых семьях они оба меняются. Сомс всю свою любовь переносит на дочь, Флер, а Ирэн становится счастливой с Джолионом. Одно осталось не понятым, почему она так взъелась на бедную Флер... (хотя у меня самой мальчик, посмотрим как я буду реагировать на невесток!?)
_____________________

14) "По направлению к Свану": Аленка Мышка

Жизнь - не те дни, что прошли, а те, что запомнились.
Я могла бы описать этот роман тремя словами: графомания (в хорошем смысле), рефлексия, экзальтация.
Как чудесно, должно быть, проводить за ним время на пенсии долгими зимними вечерами в мягком кресле, укутав ноги любимым пледом и вдыхая тонкий аромат липового чая, в окружении теней и духов прошлого... Но как же тяжело идет он в летнем вихре активной жизни шумного города!
Да, Пруст великолепен как художник: тщательно прорабатывая детали, ощущения, оттенки эмоций и чувств, он рисует удивительно атмосферные картины, полные тончайших переплетений звуков, запахов, зрительных образов. Язык его сложен и витиеват - обычным делом являются труднорасшифровываемые предложения на пол страницы со множеством вводных конструкций, такие, что иногда приходится перечитывать по несколько раз, замечая знаки препинания и мысленно составляя схему, чтобы сообразить, какое слово к чему относится и что вообще все это должно значить. :) Его невозможно читать на бегу, урывками, он восхитителен в часы легкой меланхолии - расслабляет, убаюкивает, уносит в мир грез и воспоминаний. И вот я уже ощущаю ароматы сирени и боярышника, прохладное прикосновение цветка мака, слышу шелест нагретых солнцем страниц книги, шорохи, запахи, звуки... Вдруг в чудную гармонию врывается резкий раздражающий звук неизвестной природы! И еще несколько мгновений не могу понять, где я, что это за комната и как я в ней оказалась. И вот уже узнаю звонок своего будильника, ушло наваждение, лечу на работу, в душный город, в шум транспорта и сумасшедший бег... и лишь на губах легкое послевкусие воздушного бисквита, размоченного в липовом чаю...
Вторая часть меня, как и многих, озадачила. Напомнила чем-то "Милый друг" Ги де Мопассана... Но затем я уловила некоторую легкую ее связь с частью третьей и стало полегче. А вопросы остались... Как же все-таки так вышло, что Сван женился на Одетте? И чья же все-таки дочь Жильберта? Как и почему поссорились родители ГГ со Сваном?.. В общем, Пруст в очень современной манере забросил удочку с наживкой, заинтриговал и прервал роман на самом интересном месте. Что ж, я с удовольствием продолжу! Только чуть попозже, когда перестану в книгах искать что-либо иное, кроме наслаждения и умиротворения. И, кстати, первая часть очень гармонично сочетается с ноктюрнами Шопена. Рекомендую!
______________________

15) "Перстень Лёвеншёльдов": Софья рыжая

О,я даже не представляла что эта писательница написала такой великолепный роман-немного готический,очень романтический и легкий.
Роман о призраке,любовной истории-действие очень легко читать,книга погружает тебя в сказку,ты как герой бродишь в лесу,ты "третий" при диалоге-думаю надо будет прочитать еще что-нибудь из ее произведений(конечно же кроме "Путешествия Нильса")
_______________________

16) "Трава поет": Лариса Панфиленко

«ТРАВА ПОЕТ» Дорис Лессинг – дебютная книга британской писательницы, лауреата Нобелевской премии в области литературы 2007 года, написанная в 1949 году и изображающая жизнь колониаторов Южной Родезии (сейчас Зимбабве). Книга неоднозначная, сложная, болезненная, трагическая. Есть тема рассовой дискриминации, но для меня она не была главной. Скорее это книга об одиночестве отдельного человека в обществе, о том, как зависим человек от воспитания и детских воспоминаний, от общественного мнения, от осуществления или нет своих мечтаний, от уверенности или нет в собственной бездарности, от смирения с собственной судьбой и нежелании что-то менять… Книга грустная и какая-то безысходная…
___________________________

17) "Черный принц": Катерина Стен

Это роман, главному герою которого 58 лет и он писатель, который издал всего пару романов. При этом Бредли Пирсон считал свой талант нераскрытым и уйдя с должности налогового инспектора, решил написать действительно стоящее произведение. НО не тут было: жизнь решила иначе, и на него обрушились различные происшествия! Вернулась бывшая жена, лучший друг избивает жену, его сестра уходит от мужа. И в довершении всего Бредли влюбляется в юную Джулиан (ей всего 20!).
В общем, все закручивается как снежный ком: одна проблема цепляет другую и т.д. и т.п.
Я практически до последних страниц верила в happy end. К сожалению, так не случилось. Влюбленным не суждено остаться вместе, Бредли обвиняется в убийстве своего друга, затем погибает в тюрьме. Еще больше меня поразили противоречивые послесловия действующих лиц этого романа.
Очень понравилась эта книга, буквально на одном дыхании!
Может быть, мои размышления покажутся запутанными, но по-другому я пока выразиться не могу:))
_______________________

18) "Любовь во время чумы": Софья рыжая

Это нечто поразительно,тонкое,откровенное и настолько реальное,хотя действие происходит в конце позапрошлого и начале прошлого века,описанные чувства так ярки и сочны,трогательны до щемящего чувства в сердце.Описанные чувства настолько чисты и откровенны,что ощущаешь себя проживающим жизнь героев книги,а как все начиналось детективно и легко,а потом взрыв эмоций.Вместе с героями я чувствовала раздражение,злость,тоску и радость немоту безысходности и трепет ожидания...

Нет лучшей смерти,чем смерть за любовь!-Я бы перефразировала в "Нет лучшей жизни,чем жизнь для любви и ради любви!"-Эта книга именно о любви,любви во всех ее проявлениях....
_______________________

19) "Зависть": Таня Ласточка

Наверное, из всех прочитанных в последнее время книг, она произвела на меня самое странное впечатление. Сначала слог: как будто что-то постоянно цепляется, не укладывается. Начинаешь проверять фразы-гладкие, выверенные-не придерешься;) Но, наверное, стиль изложения этого произведения-это тема для филологов;) Далее сюжет- а сюжет как бы есть и как бы нет;) Главный герой.. а поди-ка разбери кто главный герой или вообще что, может главное-это время, смена эпох, противопоставляющая одни идеалы другим? Или все-таки роман про чувство, про зависть мелкого человечешки Николая Кавалерова? (Опять привет Чехову и Гоголю). Мне сложно судить о достоверности описания Олешей зарождения этого чувства и душевных мук, раздираемых Кавалерова, поскольку еще в юности поняла, что зависть-одно из самых ужаснейших чувств, которое надо выдавливать из себя беспощадно, не давая ни шанса;) Оно уничтожает все, главным образом самого человека. Еще не известно, что разрушительнее на нас действует: страх или зависть. Впрочем, роман, как я думаю, не об этом;)) Еще странно то, что казалось бы, литературный дар Олеши не подлежит сомнению, накал повествования нарастает, во второй части вообще какая-то фантасмагория, и тут совершенно невнятный конец... Не открытый финал, а именно какой-то смазанный эмоционально что ли... Разочаровалась. Да если честно, то и самим романом в целом не очень прониклась. Хотя он вполне современен-действие легко переносится даже в наше время-люди то остались прежними. Видимо, сильно ошибался романтик Олеша, надеясь вырастить нового человека. Люди всегда примерно те же самые- совершенно разные, просто те или иные условия существования позволяют проявляться различным качествам. ИМХО, ИМХО тысячу раз;)...
_______________________________

20) "Будденброки": Катерина Стен

Ну, а теперь, о произведении. Сама не знаю почему, но эта книга попалась на глаза случайно, а в списке Лены она есть, и вроде я немцев не очень жалую, но тут прям потянуло! Честно, не пожалела ни минуты:)
Хотя, когда принесла домой и увидела такое предисловие "История гибели одного семейства", немножко опешила, но буквально сразу зачиталась!
Роман об истории семьи Будденброков, в своем городе они элита, семья коммерсантов. Очень жаль, что описывается постепенное угасание этого семейства. Причем, никто не виноват, ни Тони, которая выходила замуж дважды, ни Томас, который всю жизнь посвятил фирме, но после различных встрясок не сумевший подняться с колен. Просто так сложилось!
Меня до глубины души тронул момент, когда маленький Ганно в семейной тетрадке под своим именем отчеркивает линию, с наивным "Я думал, дальше ничего не будет!" А получилось именно так. Иоганн - молодой человек, к которому я прониклась симпатией, погибает((( Наверное, это все таки судьба...
Книга полна описаний природы, комнат, одежды и самих героев. Невозможно пропустить ни страницы, чтение просто захватывает!
Книга, достойна многократного перечитывания!
Кстати, любимая фраза Тони во времена отдыха на побережье "По крайней мере знаешь, что вводишь в организм", вот и я теперь думаю об этом:))
__________________________

21) "Групповой портрет с дамой": Софья рыжая

Это не книга,это журналистское раследование с выпиской психологических портретов,попытка законспектировать саму жизнь-жизнь человека.
Книга захватила неожиданным сложением,реальностью и честностью.
"женщина сорока восьми лет, немка, рост – 1,71 м, вес – 68,8 кг (в домашней одежде), тем самым ей не хватает каких-нибудь 300 – 400 г до идеального веса; глаза у нее переменчивые – то темно-синие, то черные, волосы светлые, с проседью, очень густые, прямые и довольно длинные, они обрамляют ее лицо словно гладкий шлем. Женщину зовут Лени Пфейфер, девичья фамилия Груйтен: целых тридцать два года, хоть, конечно, и с перерывами, она участвовала в том диковинном процессе, который именуется трудовым процессом; пять лет числилась подсобной рабочей силой в конторе отца и двадцать семь лет работала помощницей садовника без специального образования."
Хотя героиня мне сначала показалась "немного того",но потом понимаешь что это человек просто,просто необычно смотрящий на вещи вокруг себя,возможно опережающий свое время.Обескуражила детальность описания физиологии.Поразила тонкость описываемых событий,погружение в них.

______________________________

22) "Тайна Эдвина Друда": Любава

     Когда я начала читать "Тайну Эдвина Друда", не могла понять - Диккенс это пишет или Конан-Дойл :) Потому что этот роман - детектив. Оказывается у Диккенса "возникла мысль — показать, что он тоже может крепко построить сюжет, по-новому, оригинально и так, что никому не удастся предугадать его развитие".
     В небольшом городке Клойстергэме, который находится недалеко от Лондона, 
в соборе служит певчим Джон Джаспер. К нему в гости часто приезжает любимый племянник, Эдвин Друд, который немного младше своего дяди. У Эдвина в городке есть нареченная невеста Роза - родители обручили их в раннем детстве. Но Эдвин любит Розу по привычке, по-приятельски, а вот его дядя - бешенной страстью - хоть и тщательно скрывает это. Джон Джаспер частенько курит опиум - ему скучна размеренная жизнь маленького городка
     В город приезжают брат и сестра Елена и Невил Ландлесы, они выросли в Индии, и опекун привез их на учебу в Клойстергэм. Невил влюбляется в Розу, его раздражает легкомысленное отношение к ней Эдвина Друда, и они сильно ссорятся.
     Дядя "пытается" их помирить, подпаивает вином с каким-то наркотиком. Эдвин и Невил отправляются прогуляться - посмотреть на разбушевавшуюся реку. А утром Эдвина нигде не могут найти. Невила обвинили в убийстве, но впоследствии, из-за недостатка улик, отпускают из-под стражи. Тело Эдвина Друда так и не было найдено.
       Через полгода в Клойстергэме появляется незнакомец - холостяк, живущий на свои средства. Зовут его Дик Дэчери. Общительный и дружелюбный, он знакомится с обитателями Клойстергэма, от мэра до уличных мальчишек. Он собирает информацию о Джоне Джаспере, о событиях, случившихся в рождественнский сочельник.
       Джон Джаспер пытается заставить Розу выйти за него замуж, угрожая навредить её друзьям, Елене и Невилу Ландлесам.
      Роза, собравшись с мужеством, уезжает в Лондон, к своему опекуну.Её опекун подозревает мистера Джаспера и тоже следит за ним.
       Дик Дэчери случайно встречается со старухой, продававшей Джасперу опиум. 
Казалось, вот-вот близка развязка и злодей будет наказан! На этом моменте роман обрывается...

       9 июня 1870 года Чарльз Диккенс умер прямо за письменным столом...
Со времени опубликования романа выдвигалось много версий, чем же он закончился. Кто-то пытался сам сочинить концовку. Но Диккенс оставил столько подсказок в тексте, будто хотел, чтобы читатель сам разгадал эту тайну!
От чтения этого романа я получила много удовольствия - Диккенс любовно описывает своих героев. Каждый с ярко выраженным характером, каждый неповторим и безумно интересен.
(не буду мучить вас долгими подробностями :))) Ещё я узнала, что есть советский телеспектакль «Тайна Эдвина Друда». Там не только звездный актерский состав, но и домысленный авторами спектакля финал. Очень хочу посмотреть!
__________________________

23) "Глазами клоуна": Любава
Это очень грустная книга. Это долгий монолог Ганса Шнира, комического актёра или, попросту, клоуна, один вечер из его жизни.
Гансу 27 лет, он попал в очень неприятную ситуацию — от него ушла жена и он повредил колено настолько сильно, что долго теперь не сможет работать. Однако работы он лишен не только потому, что повреждение требует долгого лечения, а еще и по той причине, что упал на глазах публики.
"Людей ничто так не обескураживает, как клоун, вызывающий жалость. Это все равно, как если бы вам подал пиво официант инвалидной коляске..."
Теперь Гансу нужны деньги. Он кладет перед собой лист с номерами телефонов всех своих знакомых и родных (родители его очень богаты, но они никогда не помогали сыну-клоуну). И, поочередно обзванивая всех, в перерывах вспоминает всю свою жизнь: богатство и бедность, радость и печаль, потери и обретения . С некоторыми людьми у него связаны хорошие воспоминания, с некоторыми трагичные. Эти воспоминания и составляют собственно всю книгу.
Постепенно вместе с самим клоуном начинаешь понимать, что главной целью звонков знакомым являются вовсе не деньги, а жена Шнира — Марии. Он пытается найти ее, но весь мир словно обернулся против этого, все их общие знакомые скрывают ее местонахождение и не желают ей ничего передавать.
Мария очень религиозная женщина и именно это и погубило их семью. Шнир не «расписался» с ней, поскольку для этого требовалось оформить огромное количество бумаг в церкви, к которой принадлежала Мария. Он пытался убедить всех ее знакомых ( католиков), что, независимо от того, были они обвенчаны с Марией или не были, они муж и жена, и, уходя от него к другому, она нарушает заповедь. Но… тот человек, к которому ушла Мария, католик, и это значит она будет жить "по правильному"
- Что ты за человек?! - воскликнул Лео.(брат Ганса)
- Я клоун, - сказал я, - клоун, коллекционирующий мгновения. Ни пуха ни
пера!
Ганс решает выйти петь на улицу: усесться на ступеньки боннского вокзала таким, как есть, без грима, только с набелённым лицом, «и петь акафисты, подыгрывая себе на гитаре». Положить рядом шляпу, хорошо бы бросить туда несколько пфеннигов или, быть может, сигарету. И если Мария сможет пройти мимо и не обнять его, остаётся ещё самоубийство. Колено болит меньше, и Ганс берет гитару и начинает готовиться к новой роли.
Ганс натягивает ярко-зелёные брюки и голубую рубашку, смотрится в зеркало — блестяще! Белила наложены слишком густо и потрескались, тёмные волосы кажутся париком. Он представляет, как родные и знакомые станут бросать в его шляпу монеты.
Я совсем забыл, что в городе карнавал. Для меня это как нельзя более кстати.
Профессиональный актер надежней всего скрыт в толпе любителей.
Я устроил подушку на третьей ступеньке снизу, сел, снял шляпу и положил на донышко
сигарету - не на самую середину и в то же время не совсем сбоку, а так,
чтобы казалось, будто ее бросили сверху; потом я начал петь...
И вдруг я вздрогнул: в шляпу упала первая монетка - десять
пфеннигов; монетка ударилась о сигарету и немного сдвинула ее.
Я положил сигарету на место и снова запел.
Вся его жизнь шла словно «наперекосяк», и вот теперь она перед ним на ладони, он остался совсем один. Настроение безысходности и вселенской обиды мастерски передано автором. Обычно для русских писателей характерно умение вывернуть душу читателя наизнанку. То же самое сделал и Генрих Бёлль. Но жизнь продолжается! если не клоун, то уличный певец. Рано ещё ложится и умирать...
________________________________

Вот и подошел к завершению наш конкурс! Огромное всем спасибо) Книги сложные, а вы - МОЛОДЦЫ!!!!!

У меня просьба к читателям блога! Если у вас будет желание почитать все рецензии, напишите в комментариях, какие размышления наших участников вам понравились больше всего) Может после прочтения рецензий, вы захотели какую-нибудь книгу прочитать или перечитать? Я хотела бы подарить книгу - ПРИЗ "ЗРИТЕЛЬСКИХ СИМПАТИЙ"!!! Буду рада ЛЮБЫМ комментариям)

В следующий раз - ИТОГИ конкурса и раздача слонов))))))

С уважением, Леночка)

7 комментариев:

  1. Эх,а мне осталось пару страниц "Море,море" А.Мердок.Ну да ладно,рецензию у себя потом напишу,может кому-нибудь понадобится.

    Читала рецензии всех девочек.Так как сама не умею писать,то что мне хочется сказать(а говорить я умею и люблю,та еще болтушка)))) ),могу сказать,что мне нравится как комментирует прочитанное Таня Ласточка и Алена Мышка.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Лена огромное спасибо за список,некоторых авторов узнала впервые,а некоторые книги даже купила,чтобы в будущем еще разочек перечитать.

      Удалить
  2. Лена, все девочки - молодцы! Среди бешеного ритма жизни находят время на серьёзные книги.
    Моё знакомство с Татьяной-Ласточкой началось именно с чтения её рецензий. Понравилось как пишут Аленка Мышка, Таня Ashberry, Лариса Панфиленко (у неё ещё много рецензий на другие прочитанные книги)
    Давно хочу прочитать "Сагу о Форсайтах" и "Ярмарку тщеславия". Совсем незнакома с японской литературой.
    Лена, я даже в библиотеку записалась.
    Можно будет продолжение конкурса устроить :)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Естественно, с начала года (хотела сказать-учебного)))))), будет конкурс!!!!;) а эти две книги надо прочитать;) Классные!!!!!!

      Удалить
  3. Ой, сколько рецензий!) Честно говоря, все не осилила;) Да и как из них выбрать лучшие? Каждая по-своему интересна! Может стоит наградить тех, кто больше всего прочитал и написал? Это как вариант)

    ОтветитьУдалить
  4. Уф! Наконец-то все перечитала- не книги - рецензии! :) За количество прочитанных книг мой респект Тане Ласточке - молодец! Из отдельных рецензий хочу отметить "Тайну Эдвина Друда" - рецензию Любавы. Но все молодцы! Прочитать и еще написать рецензию - супер!

    ОтветитьУдалить
  5. Лена, спасибо большое за возможность познакомиться с интересными авторами. Очень хочется выделиться блог Тани-Ласточки, всегда с интересом читаю ее рецензии!
    стыдно, но я "зажала" свои впечатления от Казандзакиса и еще несколько авторов, исправлюсь чуть позже...

    ОтветитьУдалить